В Уральске бизнесмен, находящийся под домашним арестом, обвинил прокурора и адвоката в вымогательстве 100 тысяч долларов

Руководитель строительной компании Аманжол Конеев написал заявление в прокуратуру ЗКО и Антикоррупционную службу на прокурора Саралеева и адвоката Вагапова. В заявлении Конеев указал, что они приходили к нему домой и требовали с него взятку в 100 тысяч долларов за смягчение ему обвинительного акта и уменьшение суммы ущерба. Прокуратура ЗКО провела расследование в отношении своего сотрудника и уволила его по формулировке «нарушение служебной дисциплины». В отношении адвоката начато расследование по статье «Мошенничество». Разговоры о взятке с адвокатом Вагаповым бизнесмен записал на диктофон.
«50 тысяч долларов ждут судьи суда ЗКО»
6 апреля 2023 года брат бизнесмена Аманжола Конеева Каиргали Конеев опубликовал на своей странице в Фейсбуке пост о том, что с его брата, который находится под домашним арестом, прокурор Саралеев и адвокат Вагапов требовали 100 тысяч долларов в качестве взятки для должностных лиц прокуратуры и суда ЗКО. По словам Каиргали Конеева, за взятку его брату пообещали снизить ущерб по статье «Неуплата налогов» с 1,5 миллиарда тенге до 900 миллионов и убрать из обвинения статью «Мошенничество».
«При этом, независимо от решения моего брата, ему уже следует выплатить половину – 50 тысяч долларов США, так как эту сумму ждут судьи суда ЗКО за удовлетворение ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения – с содержания в СИЗО на домашний арест. То есть, как утверждал господин «С» (прокурор – прим. авт.), 50 тысяч долларов моему брату в любом случае следует выплатить как за сделанную услугу судьей за изменение меры пресечения», — написал в своем посте Каиргали Конеев.
В своей публикации Каиргали Конеев сообщил, что момент, когда прокурор и адвокат приходили в дом к его брату, зафиксировали камеры видеонаблюдения, а разговоры с адвокатом Аманжол Конеев записал на диктофон. После этого его брат обратился в Антикоррупционную службу по ЗКО с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора Саралеева и адвоката Вагапова по статье «Подстрекательство к даче взятки». Однако следователи Антикора изменили статью уголовного дела на «Мошенничество» и убрали из дела данные прокурора.
Позже борцы с коррупцией передали расследование дела по статье «Мошенничество» в Департамент полиции ЗКО. В деле фигурирует только адвокат Загир Вагапов.
«Больше двух лет в СИЗО»
Уголовное дело в отношении директора ТОО «Марасант» Аманжола Конеева было возбуждено 3 года назад – в феврале 2020 года. Спустя 9 месяцев – в ноябре 2020 года – он был арестован и помещен в камеру следственного изолятора. Его обвинили в мошенничестве на 143 миллиона тенге при строительстве многоквартирного дома и в уклонении от уплаты налогов на сумму 1,5 миллиарда тенге. В июне 2021 года дело Аманжола Конеева передали в Уральский городской суд. 8 месяцев спустя – в феврале 2022 года – Уральский городской суд приговорил Аманжола Конеева к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении по статье «Уклонение от уплаты налогов». По эпизоду «Мошенничество» бизнесмена суд оправдал. Сторона защиты бизнесмена с приговором суда не согласилась и подала апелляционную жалобу.
— Апелляционная коллегия суда ЗКО оставила приговор Конееву без изменений. После этого мы обратились в Верховный Суд. 1 ноября 2022 года состоялось судебное заседание, на котором судьи Верховного Суда отменили приговор и вернули дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Этот суд должен рассматривать дело на правах суда первой инстанции – от самого начала дела и до конца, — рассказал адвокат Аманжола Конеева Нурлан Рахманов.
По словам адвоката, 2 декабря 2022 года во время предварительного слушания он заявил ходатайство о том, что его подзащитный уже больше двух лет находится в СИЗО, а это запрещено законом, и попросил суд отпустить Аманжола Конеева под домашний арест. Суд ходатайство адвоката удовлетворил.

«В нашей системе просто так не выскакивают – чудес не бывает»
После того как Аманжола Конеева отпустили под домашний арест, к нему домой пришли прокурор Аллаберген Саралеев и адвокат Загир Вагапов. Бизнесмен записал на диктофон разговоры с адвокатом Вагаповым, где есть упоминания о прокуроре Саралееве, но самого голоса сотрудника прокуратуры на записях нет. Аудио этих разговоров и видеозаписи с камер наружного наблюдения, зафиксировавшие визит в дом Конеева этих двух мужчин, есть в распоряжении «УН».
В беседах Конеев и Вагапов сначала обсуждают, что из недвижимости бизнесмена можно продать, чтобы набрать нужную сумму. Сам адвокат утверждает, что он уже устал находиться «между двух огней» и быть связным между Конеевым и «какими-то людьми».
На одной из записей Загир Вагапов передает слова третьих лиц, которые, по его словам, сделали так, чтобы Конеева отпустили под домашний арест: «Он хотел выйти – он вышел. В нашей системе просто так не выскакивают – чудес не бывает. Мы не хотим из-за Конеева с людьми отношения портить». Затем Вагапов говорит, что предложение от «третьих лиц» он передал Конееву еще тогда, когда тот сидел в СИЗО, и бизнесмен на это предложение согласился.
— Тогда надо было говорить, когда ты еще там был. Когда я этот вопрос озвучивал, — говорит на записи Вагапов.
— Я сказал, когда я выйду – буду предметно решать, — отвечает Конеев.
— Тогда было без условий. Я сказал, что ты согласен. Они начали суетиться, бегать, — говорит Вагапов.
— Для этого и приходил Аллаберген, чтобы придать конкретизацию нашему разговору, — говорит Конеев.
— Здесь нет такого, что кто-то вымогает или требует. Было предложение – ты на него согласился, — говорит Вагапов.
— Или «так», или меня по полной программе? Разве это не вымогательство? – недоумевает в ответ Конеев.
В разговоре с Вагаповым Аманжол Конеев упоминает и прокурора Саралеева, цитируем: «Мне Аллаберген говорил, что за 100 штук частично оставят по налогам (имеет в виду статью «Неуплата налогов»), 900 «лямов» и «Мошенничество» уберут, — произносит Конеев.
В конце одной из записей Конеев отказывается платить взятку.
— Если я «чехлюсь» (плачу деньги – прим. авт.), то мне конкретно нужно знать, за что, потому что я два года отсидел… и за то, что меня выпустили, за это платить – это исключено, — говорит Конеев.
После этого Конеев говорит Вагапову, что от идеи передать кому-то взятку нужно отказаться. «У меня «чуйка», что здесь что-то неровное», – произносит бизнесмен и добавляет: «Ты своим передай, если меня будут судить по беспределу, если пойдет «шум-гам» — я молчать не буду, я на кон поставил всё».

Прокурора уволили, на адвоката завели дело
В феврале 2023 года Аманжол Конеев написал заявление о факте подстрекательства к даче взятки в Антикоррупционную службу и прокуратуру ЗКО. После заявления бизнесмена областная прокуратура провела служебное расследование.
В официальном ответе на журналистский запрос говорится: «По результатам служебного расследования по заявлению Конеева А.И. 08.02.2023 года Саралеев А.З. привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины и уволен из органов прокуратуры».
В Департаменте полиции нам подтвердили, что дело в отношении Загира Вагапова поступило из Антикоррупционной службы, и в настоящее время находится в производстве Следственного управления Департамента полиции ЗКО по статье 190 часть 4 пункт 2 УК РК «Мошенничество путем обмана в особом крупном размере».
– В настоящее время проводятся следственные действия, назначен ряд экспертиз, мера пресечения не избиралась, статус участников не определен, — сообщили в полиции.
«От кого вы приходили к Конееву в СИЗО?»
В ответ на обвинения в свой адрес адвокат Загир Вагапов сообщил, что в настоящее время находится в статусе свидетеля, а Аманжол Конеев сам с самого начала пытался решить свои проблемы путем передачи взятки. На вопросы: «Признаете ли свою вину в подстрекательстве к даче взятке? От кого вы приходили к Конееву, когда он был в СИЗО, – от людей из прокуратуры или из суда ЗКО?» Загир Вагапов ответил следующее.
Цитируем: «Подобная публикация может нести определенные последствия. Ведется расследование, и, к Вашему сведению, у меня статус свидетеля. У меня есть своя версия произошедшего, и о ней та сторона знает. Поэтому они решили действовать через вас (то есть через журналиста – прим. авт.). Если выйдет публикация с указанием моих анкетных данных, а впоследствии дело будет прекращено по реабилитирующим основаниям, то буду вынужден привлекать ваше издание к ответственности. На поставленные вами вопросы ответят органы следствия. Не забывайте, что я являлся адвокатом Конеева с января 2020 года до января 2023 года… Пусть лучше объяснят вам, по какой причине они, имея задолженность в сумме 10 миллионов за оказанные мной услуги, вместо того, чтобы ее погасить, ведут непонятную игру. Я в своих разговорах с ним хотел лишь выяснить, есть у него деньги или нет, чтобы потом их с него взыскать… А он, когда вел аудиозапись, действовал намеренно провокационно, это он сейчас объясняет своей защитой, но, по логике, если в отношении него действовали незаконно, то почему он не обратился в правоохранительные органы, еще находясь в СИЗО? Кроме этого, о его собственном намерении решить свои проблемы путем дачи взятки он сам говорит в своих записях, то, соответственно, о каком подстрекательстве может идти речь? Он сам говорил, что намерен передать взятку в сумме 100 000 долларов в прокуратуру, а также такую же сумму – в Верховный Суд. При таком раскладе как у него язык поворачивается сказать, что я в чем-то виноват? Моя вина в том, что я вообще с ним связался как с клиентом. Настолько он непорядочный и подлый».
Сторона Аллабергена Саралеева обещала предоставить свои комментарии по поводу обвинений со стороны Аманжола Конеева, но до настоящего времени этого не сделала.
Талгат УМАРОВ