По делу о взятке допросили руководителя республиканского Центра качества дорожных активов Замира Сагинова в суде ЗКО
Свидетель Сагинов дал показания, что после задержания его подчиненного – экс-руководителя НЦКДА по ЗКО Зауырбека Кыпшакбаева — в филиалах по всей стране стали проводить проверки директоров на детекторах лжи, провели ротацию кадров и перевели документооборот в онлайн-режим. По самому обвинению в адрес Кыпшакбаева Сагинов сказал, что, по его версии, сотрудники НЦКДА по ЗКО изменяли данные в программе, когда директор дорожной компании передавал им взятки.

Речь идет об уголовном деле в отношении экс-руководителя филиала «Национальный центр качества дорожных активов» по ЗКО (далее — НЦКДА) Зауырбека Кыпшакбаева. Он проходит обвиняемым по статье 366 часть 4 УК РК «Получение взятки неоднократно». По версии обвинения, Кыпшакбаев получил от директора компании «ДСК-Приоритет» Жанны Кенжиной 32 миллиона тенге в качестве взятки за положительные результаты экспертиз. Деньги передавались суммами по 5 миллионов в течение полугода. Осенью прошлого года директор строительной компании написала на Кыпшакбаева заявление в ДКНБ, после чего он был задержан при получении двух миллионов тенге. Следственный суд арестовал Кыпшакбаева 30 ноября 2022 года.
10 мая в специализированном уголовном суде по ЗКО в качестве свидетеля допросили руководителя обвиняемого — генерального директора РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Замира Сагинова. Он давал показания в онлайн-формате.
Отвечая на вопросы прокурора, Замир Сагинов рассказал, что занимает должность гендиректора с 1 сентября 2019 года. В его обязанности входит диагностика и мониторинг качества дорог, как состояния, так и безопасности. Кроме этого, он отвечает и за экономическую часть предприятия. По поводу Зауырбека Кыпшакбаева он рассказал, что тот работал в должности заведующего лабораторией с 2008 года (Сагинов имеет в виду то время, когда в областях еще существовали «Облжоллаборатории» — прим.авт.).
— Мои заместители предложили его кандидатуру. Он прошел испытательный срок, и мы подали прошение министру, чтобы его назначили на эту должность, — рассказал Замир Сагинов.
Когда Сагинова спросили, что ему известно про договор с ТОО «ДСК Приоритет», он рассказал, что до задержания своего подчиненного ничего о нем не знал. По его словам, областные филиалы НЦКДА работают напрямую с местными исполнительными органами: управлениями и отделами дорог, городскими и районными отделами ЖКХ.
— На этих договорах Кыпшакбаев сам ставил подписи, неважно, какая компания проходила проверку – «ДСК Приоритет» или какая-нибудь другая, поскольку у нас ГКП на ПХВ, филиалы сами заключают договоры, — объяснил Сагинов.
— Кыпшакбаева как охарактеризуете? – спросил Сагинова прокурор Аскар Мереке.
— Читает Коран, честный, по работе все исполнял в срок, без никаких нареканий. Мы думали, что работает «по белому», — ответил Замир Сагинов.
Затем прокурор спросил Сагинова, есть ли у них индикаторы по поиску нарушений внутри организаций. На что он ответил, что никаких индикаторов не было, но после случая с Кыпшакбаевым они провели ротацию, ввели новую норму — теперь двое руководителей филиалов подчиняются напрямую центру в Астане, и открыли телефон доверия. Кроме этого, после задержания Кыпшакбаева всех руководителей филиалов проверили на детекторе лжи.
На последний вопрос прокурора о том, какие меры принимаются, если специалисты филиалов НЦКДА находят нарушения во время строительства дорог, Сагинов ответил, что реальной власти у них нет. Но, если они выявили нарушения, то пишут письмо заказчику и сообщают об этом.
— Если заказчики не реагируют, то это потом отражается на их рейтинге. Сейчас они не могут не реагировать на наши письма, — пояснил Сагинов.

Затем вопросы бывшему начальнику своего подзащитного стала задавать адвокат Тамара Сарсенова.
Сарсенову интересовало, в каких случаях руководитель областного филиала может принимать решения самостоятельно.
— Филиал может самостоятельно заключать договоры, писать письма заказчикам, принимать сотрудников на работу, — ответил Замир Сагинов, и добавил, что принимать участие в госзакупках директора филиалов могут только по доверенности из центра.
— Участвовать могут, но не смогут поставить подпись, — уточнил Сагинов.
После этого адвокат Сарсенова пыталась выяснить, могут ли специалисты филиалов проводить проверки, если нет плана от Комитета автомобильных дорог. На этот вопрос Сагинов ответил, что могут, если есть договор с заказчиком.
— Самый главный документ, разрешающий сотрудникам центра выходить на проверку, — это договор и указание заказчика? – уточнила Сарсенова.
— Да, — подтвердил Сагинов.
Затем Сагинов рассказал про информационную систему «Каздорлаб», которой пользуются все сотрудники НЦКДА по всей стране. По его словам, если сотрудники НЦКДА находят нарушения и вносят в эту программу, то позже эти данные изменить невозможно.
— Если специалист филиала внес в программу какие-то замечания, в Астане вы их увидите? – спросила Сарсенова.
— Сейчас программа меняется. Ее нам Комитет (автомобильных дорог – прим. авт.) дал. Внутри нее собирается вся информация. Главное в этой программе – это то, что результат нельзя изменить, нужно звать троих специалистов, писать заявления. Сейчас в эту программу вносим изменения, чтобы сократить время и в течение суток выставлять результат, — ответил Сагинов.
Затем адвокат стала спрашивать о компании «ДСК Приоритет», у которой в мае прошлого года было выявлено 36 несоответствий в материалах.
– Эти данные вносились в программу? Их изменяли? – спросила адвокат.
– Нет. Ни у кого нет возможности их изменить, — ответил Сагинов.
– Значит, эти изменения так и стоят в этой программе? – уточнила Сарсенова.
– Да, — сказал Сагинов.
После этого генеральный директор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» рассказал, что головной офис НЦКДА проводил проверку работы НЦКДА по ЗКО, и сотрудники филиала рассказали, что Кыпшакбаев их вызывал к себе и просил изменить данные.
– Они это делали под его диктовку. У нас есть их объяснительные, — сказал Сагинов.
В конце своего допроса Замир Сагинов рассказал, что после задержания Кыпшакбаева в головном офисе НЦКДА стали думать, как он смог провернуть такую схему, и, по словам Сагинова, когда они получили объяснительные от сотрудников НЦКДА по ЗКО, то предположили, что, когда руководство НЦКДА по ЗКО получало деньги от предпринимателя, то тут же изменяли результаты в программе.
– Откуда вы знаете, что Кенжина (директор ТОО «ДСК Приоритет» — прим. авт.) в своих показаниях говорила о том, «что результаты были нормальные, только если заплатишь»? – спросила Сарсенова.
В ответ на это Сагинов заявил, что он знает о показаниях Жанны Кенжиной, потому что во время его допроса в Антикоррупционной службе следователи ссылались на ее показания.
Стоит отметить, что месяц назад следователи Антикоррупционной службы по ЗКО отправили представление в РГУ «Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК» с требованием привлечь к строгой дисциплинарной ответственности гендиректора республиканского Центра качества дорожных активов (НЦКДА) Замира Сагинова из-за коррупционного дела его подчиненного. На настоящий момент – 11 мая 2023 года — никакой реакции или официального ответа о принятых мерах ни антикор по ЗКО, ни журналисты не получили. Примечательно, что Замир Сагинов и Зауырбек Кыпшакбаев являются земляками – они оба родились в Жалпакталском районе ЗКО.
Талгат УМАРОВ