Уральскому активисту Аслану Утепову прокурор запросил 7,5 лет лишения свободы
На судебных прениях по делу активиста Аслана Утепова гособвинитель попросила суд признать его виновным сразу по трем статьям Уголовного кодекса. Сам Утепов назвал обвинения в свой адрес провокацией и сведением счетов со стороны правоохранительных органов. Адвокат общественника Руслан Шагатаев в своей речи сказал, что в словах прокурора отсутствует логика, когда полицейскому, обвиняемому в «крышевании» продавцов трамадола, дали 5 лет лишения свободы, а активисту, который боролся с распространением трамадола, гособвинение просит 7 лет и 6 месяцев тюремного заключения.
Речь идет об уголовном деле в отношении общественника и активиста Аслана Утепова. Его обвиняют сразу по трем статьям Уголовного кодекса: 190 часть 3 пункт 4 «Мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием», статья 24 часть 3 статьи 190 часть 3 «Покушение на мошенничество», статья 28 часть 4 статьи 367 часть 3 «Подстрекательство к даче взятки».
По версии обвинения, в феврале 2022 года Утепов предложил своей знакомой Оксане Байсариевой помощь в получении земельного участка для установки на нем киоска для продажи овощей. Женщина согласилась и передала Утепову 800 тысяч тенге. Позже Байсариева рассказала о возможности получить участок своему знакомому. Тот, в свою очередь, рассказал об этом предпринимателю Павлову. В мае 2022 года Павлов передал Утепову 2 миллиона тенге. Примечательно, что при допросе он называл сумму в 1,6 миллиона тенге. Спустя некоторое время Аслан Утепов передал им согласования на пользование земельными участками. Ни Байсариева, ни Павлов киоски на купленных участках не поставили. В декабре Утепов сказал Байсариевой, что нужно оплатить 250 тысяч тенге для продления аренды пользования участком. 30 декабря 2022 года после получения денег Утепов был задержан сотрудниками Антикоррупционной службы.
Сегодня, 17 мая, по этому делу в Уральском городском суде прошли судебные прения. До их начала прокурор Анастасия Семилиди спросила потерпевшую Оксану Байсариеву о том, какое наказание, по ее мнению, нужно вменить Утепову. Байсариева ответила, что Утепову нужно вменить строгое наказание, так как он обманул ее и не признает своей вины. После этого прокурор стала зачитывать свою позицию.
В своей речи прокурор отметила, что отличительной чертой данного дела является повышенное внимание общественности.
— Утепов Аслан обвиняется в уголовном правонарушении по признакам мошенничества, покушения на мошенничество и подстрекательства к даче взятки неоднократно, — сказала гособвинитель. — Позиция подсудимого — вину не признает, считает, что все это — спланированная акция со стороны правоохранительных органов, чтобы с ним свести счеты за выраженную им критику в их адрес. Все действия в отношении потерпевших — это его юридическая консультация и помощь, так как он является юридическим консультантом и состоит в палате юристов ЗКО.
По словам прокурора, вина подсудимого доказана в полном объеме. Гособвинитель Семилиди стала перечислять эпизоды, в которых обвиняют общественника.
— По эпизоду Байсариевой и Павлова, по земельным участкам для торговых павильонов — позиция подсудимого, что он оказывал юридическую помощь, так как состоит в палате юридических консультантов. В части оплаты за свои услуги он в ответе на мой вопрос сказал, что это тайна. В суде подсудимый дал показания, что ходил в акимат на основании устной договоренности. Потерпевшие показали, что каких-либо сомнений, что он может их обмануть, у них не было, — сказала прокурор.
Затем гособвинитель сказала, что в стенограмме разговора между Байсариевой и Утеповым потерпевшая требует от него документ, который будет подтверждать законность её права на земельный участок, и говорит, что зря она отдала ему 800 тысяч тенге.
— На это подсудимый отвечает ей: «Ты можешь через лото-тендер участвовать официально». Исходя из этого разговора, подсудимый уже знал, что действует незаконно, и что для оформления земельного участка необходимо участвовать в лото-тендере, — сказала прокурор.
Также прокурор отметила, что, если Утепов действовал законно, то почему во время задержания, когда у него изъяли помеченные деньги, он сказал, что эти деньги он взял в долг у знакомой.
В своей речи прокурор попросила суд вынести частное постановление в адрес акима ЗКО, а также в адрес руководителя Департамента агентства по делам госслужбы по ЗКО для осуществления проверки и оценки лиц, повлекших нарушение закона в незаконной выдаче неоформленных согласований на земельные участки.
В завершение своей речи прокурор Семилиди попросила суд удовлетворить иски потерпевших Павлова и Байсариевой на общую сумму 3 миллиона 250 тысяч тенге, а Аслана Утепова признать виновным по трем статьям Уголовного кодекса и приговорить к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии средней безопасности.
После речи прокурора свое выступление начал адвокат Утепова Руслан Шагатаев. По его словам, 31 декабря 2022 года Аслана Утепова задержали и арестовали незаконно, так как в то время Байсариева не была в статусе потерпевшей.
— Но на эти ошибки закрыли глаза. В нашей практике такие ошибки не допускаются. Если бы на скамье подсудимых был бы другой человек, однозначно был бы протест прокурора, либо по жалобе защитника человек был бы освобожден, но не Утепов, — сказал Шагатаев. – Посмотрите его страницу в Инстаграм. Ко мне неоднократно обращались люди, которые со мной дружат, от имени должностных лиц, чтобы я попросил Утепова убрать публикации с его страницы. Конечно, я этого не делал. То есть эти должностные лица мониторили его страницу. И сейчас Утепов прямо говорит, что он перешел дорогу этим лицам: это прокурор Сатбаев, судья Губашев, прокурор Цуранков. Это причина того, что он находится под арестом. Он сидит незаконно.
По словам адвоката Шагатаева, обвинение в подстрекательстве к даче взятки не имеет под собой доказательств, так как во время судебного разбирательства он задавал вопросы Байсариевой о том, уговаривал ли её Утепов, на что она ответила, что нет.
— В чем он ее подстрекал? Если почитать допросы, то она там говорит так, как нужно следователям: «Он мне сказал, что у него есть должностные лица в акимате. Им надо деньги передать и т.д.». Такое чувство, что ей написали, как надо говорить, и она просто расписалась, — сказал адвокат.
А при допросе в зале суда Байсариева отвечала по-другому.
— В зале суда на вопрос: «Вы понимали, что передаете деньги для должностных лиц акимата города Уральска?» она ответила, что не понимала. Она сказала, что доверяла Аслану. «Вы не осознавали, что 800 тысяч были предназначены в качестве взятки?». «Нет, не осознавала. Я же не знала, что Аслан может пойти и дать кому-то взятку». Вот она, подлинность показаний Байсариевой. Если бы она знала, что у нее написано в допросе, она бы повторила это. Но она не повторила, потому что она не знает, что там написано. Она приходила и расписывалась, а здесь она прямо говорила, что она не осознавала, для чего она дает деньги. Ведь Утепов должен был ей говорить: «давай сделаем, у меня там знакомые и т.д.». Он должен был ее склонять, но с его стороны этого нет, она это прямо говорит. На очной ставке на мой вопрос: «Почему вы не обратились письменно в акимат?» она ответила: «Я не думала, что я нарушаю закон», — сказал Руслан Шагатаев.
Затем Шагатаев ответил на слова гособвинителя по эпизоду «Мошенничество».
— То, что просила Байсариева, он сделал. Она хотела участок, чтобы торговать. Сделал ли Утепов это согласование? Да, сделал. Там четко написано, что это согласование с указанием имени и места. Она не стала заниматься деятельностью, потому что у нее не было денег. Если бы она поставила киоск на этом участке — то она бы работала. А сейчас обвиняет Утепова в том, что он ее обманул. Она якобы заплатила ему 800 тысяч тенге, но при этом ничего не делает, ни расписок, ни свидетелей, никаких доказательств этому нет. Хотя сама в своих разговорах говорит, что 50-100 тысяч тенге – для нее большие деньги, — сказал адвокат Шагатаев.
По поводу второго потерпевшего по делу – Павлова — адвокат отметил несостыковки в его показаниях. По словам адвоката, сначала Павлов говорил, что купил два участка за 1 миллион 600 тысяч тенге (по 800 тысяч тенге каждый – прим. авт.), а через месяц сказал, что отдал за них 2 миллиона.
— Он в течение месяца путал суммы и не предоставил оригиналы согласований. Он говорит, что думал, что получит земли в собственность. Но он взрослый человек, чтобы получить землю в собственность, должен быть госакт. Предоставлял ли ему Утепов госакт? Нет. Утепов передал ему согласование, в котором написано, что участок предоставляется во временное пользование. По этому эпизоду — тоже, где доказательства, что Утепов эти деньги получил? Где доказательства? – обратился к залу адвокат Шагатаев.
Затем Шагатаев указал на еще одну несостыковку в этом деле. По его словам, когда он выяснял про сумму в 250 тысяч тенге, которые Байсариева передала Утепову перед задержанием, она сказала, что вся сумма — это ее деньги. Но спустя некоторое время стала говорить, что из 250 тысяч ей принадлежат только 50 тысяч, а затем в исковых требованиях вообще отказалась указать какую-либо сумму из этих денег.
— Позже на мой вопрос она четко ответила, что её денег там вообще не было. Тогда на основании чего возбудили уголовное дело по мошенничеству? Это деньги департамента антикора. На самом деле в протоколе указано, что из 250 тысяч тенге только 10 тысяч принадлежат Байсариевой. Когда человек отдает свои деньги, хоть 2 тысячи тенге, он об этом долго помнит, а здесь она не помнит, сколько своих денег отдала. А знаете почему? Потому что я больше чем уверен, что этих денег она вообще не давала. Ей сказали, чтобы она сказала, что часть денег её. Она помнит, что нужно так сказать, но забыла, какую сумму, — сказал адвокат Шагатаев.
В конце своей речи Шагатаев обратился к суду и сказал, что во время судебного процесса по обвинению полковника полиции Булатова в «крышевании» «короля трамадола» гособвинение запросило для него 5 лет лишения свободы, а для общественника, который боролся с распространением наркотического препарата, — 7 лет и 6 месяцев лишения свободы.
— Утепов не является должностным лицом. Имеет трех несовершеннолетних детей. Ранее не судим. Его вина не доказана. Я сильно сомневаюсь, что приговор будет оправдательным, но в его действиях я состава преступления вообще не вижу, и прошу в отношении Утепова вынести оправдательный приговор, — закончил свою речь Руслан Шагатаев.
Сам Аслан Утепов заявил, что потерпевшие оговаривают его и дают заведомо ложные показания.
— Я уверен в том, что мой арест и привлечение меня к уголовной ответственности непосредственно связаны с моей общественной деятельностью как председателя ОО «Народ против коррупции», правозащитника и блогера. За время борьбы против трамадола я перешел дорогу многим должностным лицам. Под мои публикации в социальных сетях попадали сотрудники прокуратуры, суды, полиция, ДКНБ и другие вышестоящие органы Республики Казахстан. Все указанные должные лица «имели на меня зуб», они хотели посадить меня за решетку. Были и угрозы, и предложения подкупа со стороны прокуратуры и ДКНБ и других сотрудников, чтобы я прекратил свою деятельность. Я уверен, что данное уголовное дело заранее спланировано против меня, — сказал Аслан Утепов.
Покидая зал суда, Утепов сказал журналистам, что никто в его деле не подтвердил факт передачи ему денег, потерпевшие путаются в показаниях.
— То, что они оплатили за услуги, — я этого не отрицаю. Это моя работа. В целом вот такая ситуация. Если меня осудят, есть вероятность, что меня уберут, — заключил Утепов.
Талгат УМАРОВ