Защита леса в ЗКО: нужна техника и повышение зарплат в лесхозах

На 50% укомплектованный штат бойцов лесопожарной станции в Уральском лесхозе, постоянная текучка кадров среди лесников и на 80% устаревшая противопожарная техника – с таким багажом проблем сталкиваются сотрудники местных лесничеств во время пожаров. Цена жизни тех, кто рискует собой во время тушения лесных возгораний, – 70-80 тысяч тенге в месяц. Власти в регионе рассмотрел повышение зарплат в лесхозах, но не для всех категорий работников.

Массовый пожар на территории лесного хозяйства в Абайской области стал причиной гибели 14 сотрудников местных лесничеств.

Экспертам еще предстоит выяснить причины этой трагедии. Но уже сейчас от родных погибших слышится критика в адрес руководства природоохранных ведомств – в лесхозах есть дефицит специализированной техники для тушения пожаров и экстренного реагирования на ЧС, нет средств индивидуальной защиты для лесников.

Еще в прошлом году теперь уже экс-министр по ЧС Юрий Ильин подверг критике укомплектованность лесхозов ЗКО противопожарной техникой. Он заявил, что оснащенность специализированными машинами для тушения пожаров в регионе составляет всего 47%.

Что изменилось за прошедший год?

Руководитель отдела лесного хозяйства и особо охраняемых территорий управления природных ресурсов и регулирования природопользования по ЗКО Ернияз Майхарин рассказывает, что на территории ЗКО работает 8 лесхозов (в них – 28 лесничеств).

Общая площадь лесхозов – 216,815 тыс. га, из них покрыто лесом – 87,832 тыс. га.

Во всех лесхозах работают 206 лесников. На одного лесника приходится 1000 гектаров территории. В течение рабочего дня он должен перемещаться по вверенной ему территории, следить за тем, чтобы люди в лесу не нарушали пожарную безопасность, не пасли скот в пойме Урала. Рабочий день лесника – 7-6 часов в день, включая субботу.

Рискуют жизнью за 60-70 тысяч тенге

– Я сам работал в лесхозе более 10 лет, начинал с мастера леса. Когда происходит пожар, лесники неделями буквально живут в лесу – тушат загорания, тление до последней струйки дыма. Ночуют в степи. Ожоги получают. Бывает, что и техника на пожаре сгорает. И люди оказываются в кольце огня, чудом выживают, – говорит Ернияз Майхарин.

По его словам, заработная плата лесников маленькая – 70-100 тысяч тенге. У бойцов противопожарных станций и водителей еще меньше – 60-70 тысяч тенге в месяц.

Он признает, что есть вакансии на лесников. Люди уходят, не выдерживают нагрузки. Их не устраивает оклад. В сельских лесхозах лесники и пожарные бойцы еще держатся за свою работу – 70-80 тысяч тенге для них – приемлемая зарплата. В городе работать за такие деньги молодежь не хочет.

В основном лесные пожары происходят в Уральском лесхозе. Здесь в штате противопожарной службы должно быть 10 человек – водители плюс бойцы противопожарной службы. Сейчас по факту штат укомплектован на 50%, есть дефицит противопожарных бойцов.

– Обычно молодежь уходит из лесхоза сразу после тушения первого пожара. Рисковать жизнью и дышать гарью за 60-100 тысяч тенге люди не хотят. После пожара в Перевалочной роще в мае этого года уволились сразу несколько бойцов. Пожар был масштабный. Три дня наши сотрудники лесхоза находились там беспрерывно, – констатирует Майхарин.

Сейчас из республиканского бюджета выделяют средства для увеличения зарплаты лесникам на 100%. С 1 июля 2023 года они должны получать 160-200 тысяч тенге.

Противопожарным бойцам, водителям лесхозов, рабочим, трактористам, административным служащим зарплату с 1 июля не подняли.

– Мы подали бюджетную заявку – хотим попросить, чтобы всем нашим работникам лесхозов тоже увеличили оклады. Мы писали в Министерство экологии предложение, чтобы работников лесхозов включили в программу «С дипломом – в село». Сейчас молодежь не хочет идти работать в лесном хозяйстве, их нужно заинтересовать работой в лесном хозяйстве, материально стимулировать, иначе в будущем мы останемся без кадров, – поясняет Ернияз Майхарин.

В пожарах виноват человек

Он отмечает, что по сравнению с прошлыми годами по области идет снижение площадей пожаров. Так, если в 2019-2021 годы за год сгорало до нескольких тысяч гектаров лесостепи, то уже в 2022 году площадь выжженной степи и леса составила 45,8 га.

Начиная с 2023 года, наметился рост пожаров на территории лесхозов. Уже выгорело 221,2 гектара лесостепи.

Один из самых крупных пожаров вспыхнул менее месяца назад в Переволочной роще. Выгорело 195 гектаров лесостепи. В Январцевском лесхозе в ходе недавнего пожара сгорело 6,8 гектаров лесостепи, выгорело 8 деревьев. В пойме Урала выгорело 19 гектаров леса в районе Второго дачного общества.

– В 98% случаев пожаров виноват человек. Неисправная техника, брошенный окурок или непотушенная спичка, костер в лесу. Так, в Перевалочной роще нашли источник возгорания – это костер, который разожгли на берегу рыбаки, и не затушили до конца. В Январцевском лесхозе трактор косил сено близ поселка Трекино, и от искры загорелась степь. Пожар на дачах тоже произошел из-за непотушенного костра – на Второй дачной, – констатирует Ернияз Майхарин.

Он отмечает, что на время высокой пожарной опасности есть постановление акима области – ограничить въезд техники на сенокошение с 10 утра 9 часов вечера. Чтобы сено люди косили только в прохладное время и не создавали угрозы пожара для леса и степи.

Из 10 пожарных машин 8 — устаревшие

Относительно техники для лесхозов руководитель отдела лесного хозяйства поясняет, что на протяжении 5 лет – с 2015 по 2021 годы в лесхозы практически не приобретали никакую технику.

В штате 28 лесхозов было 81 единица техники (33 трактора, 10 противопожарных машин, 24 патрульных машины и 14 агрегатов для вспашки минполос и посадки леса).

В лесхозах есть также списанная техника, нигде не учтенная. Но ее лесники не выбрасывают – латают, чинят, используют в работе. Потому что другой техники нет.

В 2021 году лесхозам за счет средств областного бюджета закупили 28 единиц техники – 4 трактора и 24 агрегата для посадки деревьев – плуги, диски, бороны.

Уже после того, как экс-министр по ЧС подверг руководство области критике за слабую оснащенность лесхозов противопожарной техникой, в начале 2023 года лесникам приобрели еще 52 единицы техники. Сначала на 801 млн тенге купили 16 тракторов, 11 патрульных машин, 25 орудий и агрегатов (плуги, культиваторы, бороны, посадочные машины). Майхарин отмечает, что для полной укомплектованности лесхозам нужны еще не менее 50 тракторов.

Дополнительно 64 единицы техники лесхозам пообещали сейчас – из бюджета области выделили дополнительно в марте 2023 года 385 млн тенге – на эти деньги должны купить 9 тракторов, 2 патрульные машины, 51 агрегат для посадки леса и 2 прицепных противопожарных комплекса «Водолей».

Майхарин подчеркивает, что сейчас в лесхозах есть 13 прицепных противопожарных комплексов «Водолей», 10 противопожарных машин (при нормативе – 11).

Из общего количества пожарок – всего 2 новые. Остальные – устаревшие. Они постоянно ломаются, и водители с механиками в лесхозах их чинят. Все автомобили достались лесникам в наследство от службы ДЧС – их передают в лесхозы, когда в службу ЧС приобретают новые пожарные автомобили.

– В 2023 году мы подали бюджетную заявку на две противопожарных машины и 15 комплексов «Водолей». Но пожарные машины стоят дорого – 101 млн тенге за одну единицу. Нам нужны трехмостовые машины «Урал», высокоопроходимые, чтобы они могли в лесу проезжать на пожары. Идеально было бы, чтобы у нас были 11 новых «Уралов». Но пока про это мы только можем мечтать. Комплексы «Водолей» стоят намного дешевле – около 7,5 млн тенге. Сейчас, пока на место пожара не прибудет помощь от ДЧС, наши лесники и бойцы борются с огнем при помощи противопожарных ранцев. Если бы у нас во всех лесничествах были проходимые комплексы «Водолей», мы могли бы тушить пожары оперативнее, – объясняет Ернияз Майхарин.

Он признает, что сейчас, если вспыхивает лесной пожар, лесникам приходится обращаться за помощью в ДЧС. Одна старая противопожарная машина не в силах локализовать пожар, особенно в условиях степи, при сильном ветре. Если начинается верховой пожар, то ситуация становится опасной. Огонь двигается со скоростью автомашины. Искры от верховых пожаров могут распространяться на расстояние 500-600 метров.

– Уже сейчас нам стало легче, когда акимат повернулся к нам лицом. Деньги начали выделять на покупку необходимой техники, и работать стало легче. Два года назад несколько лесхозов – Акжайыкский, Январцевский и Бурлинский – приобрели несколько дронов за счет собственной средств от хозяйственной деятельности. Результат уже есть –очаги возгораний на своей территории лесники обнаруживают оперативно, и площадь пожаров на территории области сократилась в разы, – резюмирует Ернияз Майхарин.

Сколько лесостепи сгорело в ЗКО за последние 5 лет?

(по данным управления по регулированию природопользования ЗКО)

2019 год – 1615,7 га

2020 год – 4494 га

2021 год – 4123,3 га

2022 год – 45,8 га

2023 год – 221,1 га

Людмила КАЛАШНИКОВА

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

x
2024-10-09
Утром15.6 ℃
Днем17.31 ℃
Вечером14.61 ℃
Ночью11.99 ℃
Влажность47 %
ДавлениеhPa 1008
Скорость ветра4.8 м/с
2024-10-10
Утром12.44 ℃
Днем13.99 ℃
Вечером11.99 ℃
Ночью10.16 ℃
Влажность69 %
ДавлениеhPa 1006
Скорость ветра9.2 м/с