«На ремонтируемых в ЗКО дорогах творится хаос». В филиале Центра качества дорожных активов объяснили, почему дороги в области всегда будут «таять» вместе со снегом

При молчаливом согласии акимата – заказчика капремонта дорог – дорожные компании допускают множество нарушений при проведении работ: экономят на строительных материалах и готовят некачественный асфальтобетон, закатывают его на дороги почти остывшим, занижают толщину дорожного покрытия вдвое.

Это утверждают руководство областного филиала Национального центра качества дорожных активов (далее – НКЦДА).

В 2023 году инспекторы областного филиала (НЦКДА) взяли на проверку 1300 проб дорожно-строительных материалов. Из них 480 (37%) не соответствовали действующим нормативно-техническим документам.

Из отобранных 137 проб асфальтобетонных смесей не соответствовали нормативам 44 пробы (32%).

Большую часть нарушений подрядчики устранили самостоятельно, получив на руки заключения соответствующих экспертиз.

Руководитель филиала НЦКДА по ЗКО Абылайхан АЛШИНБАЕВ  (на фото) отмечает, что порядка 40% выявленных нарушений (это 136 фактов) приходится на дороги республиканского значения. По его словам, подрядчики, получив на руки акты проверок, провели соответствующие работы по устранению дефектов и нарушений. На сегодня они не устранили лишь 26 нарушений по своим дорогам (19% от общего числа).

На областных трассах дефекты в работе не исправляют

Ситуация по дорогам областного, районного и городского значений, как отмечает эксперт-дорожник, не выдерживает никакой критики.

По выявленным 165 нарушениям и дефектам – 159 до настоящего времени подрядчиками не устранены, что составляет 96%.

– Дорожные компании в регионе делают дороги некачественно. И не хотят это признавать, – констатирует Абылайхан Алшинбаев. – Они находят всевозможные ссылки и отговорки, в том числе некорректные проектные решения, плохое качество инертного материала, движение большегрузного транспорта, короткие сроки и т.д. Все наши письма с приложенными заключениями и протоколами заказчики и сами подрядчики воспринимают «в штыки». Как будто наши специалисты сознательно ищут изъяны на «отлично» сделанных дорогах. Но эти дефекты видны невооруженным взглядом, и не только специалистам, но и местным жителям. В социальных сетях периодически местные жители публикуют посты с возмущениями по поводу плохого ремонта автодорог. И их возмущения обоснованы. Многие подрядные организации видят нас «врагами», но лучше мы сейчас укажем подрядчикам на их недостатки в работе, которые они могут устранить, чем завтра прокуратура или антикор будут привлекать их к ответственности.

Кто несет ответственность за эту ситуацию? Акимат области

По словам руководителя областного филиала НЦКДА, очень много дефектов они обнаруживают на районных дорогах.

Алшинбаев отмечает, что на многих участках по ремонту местных автодорог были зафиксированы факты недостаточной толщины асфальтобетонного покрытия: подрядчики вместо указанных в проекте 7 см кладут 4 см, а вместо 6 см – всего лишь 3,5 см.

Это нарушение специалисты НЦКДА выявили порядка на 30 проектах в ЗКО. И самое главное – по данным замечаниям нет актов по устранению, из чего они делают вывод: заказчики такие объемы работ приняли и оплатили.

Почему подрядчики проектов на республиканских дорогах оперативно реагируют на замечания по качеству их работы?

Директор филиала НЦКДА объясняет это тем, что Комитет автомобильных дорог по трассам республиканского значения каждый месяц проводит совещания, где идет рассмотрение текущих проблем по каждому из участков. И, если есть нарушения, комитет требует от «КазАвтоЖола» и подрядчиков их своевременного устранения. И дорожные компании все нарушения исправляют.

Не все дороги под контролем у НЦКДА

По местной дорожной сети в текущем году ремонт и строительство идут на 120 участках. Из них экспертизой специалисты НЦКДА охватили не более 90. Оставшиеся дороги строят без контроля со стороны специалистов центра.

Подрядчики приступили к дорожным работам с марта-апреля. А специалистов Центра качества к инспекции строящихся автодорог допустили лишь в мае 2023 года, — объясняет Алшинбаев.

— Управление автодорог по области не давало «добро» на проведение инспекции на предмет качества выполняемых работ и заготовленного дорожно-строительного материала.

Общая сумма, которая необходима на экспертизу всех строящихся по области дорог местного значения (без учета городов Уральск и Аксай), составляет в 2023 году 300 млн тенге. По факту областной филиал НЦКДА получил из бюджета области 45 млн тенге.

Выделенные облакиматом средства закончились в августе 2023 года.

Два месяца специалисты НЦКДА не проводили экспертизу работ. Лишь когда в область приехал госинспектор из администрации президента, акимату ЗКО было дано поручение выделить деньги на экспертизу автодорог, строящихся и ремонтируемых в регионе.

На основании гарантийного письма сейчас специалисты НЦКДА проводят инспекцию этих дорог.

Более четко налажена работа с акиматом Уральска, говорит Алшинбаев.

— Городской отдел ЖКХ подписал трехлетний договор с НЦКДА на 2023-2025 годы, по 25 млн тенге в год, на то, чтобы специалисты облфилиала НЦКДА проводили экспертизу качества строящихся дорог в Уральске. Однако и тут не без проблем – акимат города не допускает на определенные проекты специалистов центра качества. И причины нам не объясняют.

По факту сейчас 30% дорог в области строятся без должного контроля с нашей стороны, — заявляет Алшинбаев.

Местные исполнительные органы обязаны заключать с нами договоры на проведение выборочной экспертизы качества дорожных работ. Но в акимате области нам говорят, что по всем проектам есть технадзоры, они и следят за качеством дорожных работ. Но о каком качестве может идти речь, если, к примеру, мы берем на строящейся дороге порядка 15 проб (керны) – и по результатам испытаний ни один из них не соответствует нормативам?

Асфальт не тот

Руководитель облфилиала НЦКДА поясняет, что изначально со своих заводов подрядчики отгружают некачественную асфальтобетонную смесь. По результатам проверок у дорожных компаний региона, задействованных на дорогах местного значения, в 58% случаев асфальт не соответствует нормативам.

— Это происходит из-за того, что подрядчики закупают максимально дешевый инертный материал. Он идет лещадный – с отклонением по зерновому составу. К тому же, вместо отсева в бункера, на асфальтных заводах дорожные компании закладывают дешевую песчано-гравийную смесь. Плюс – минпорошок и добавки дорожники добавляют в меньшем количестве, чем это положено по нормативам, или же все не используют. В итоге асфальтобетон получается некачественным.

К тому же имеется нехватка компетентных специалистов.

На каком этапе не работает система контроля за качеством дорожных работ?

За строительством или ремонтом автодорог должен вести сплошной контроль технадзор.

Когда объявляется тендер на отдельно взятую дорогу, то параллельно обязательно проводится конкурс на проведение технического надзора за выполнением дорожных работ. В текущем году на услуги технического надзора в ЗКО выделили порядка 610 млн тенге.

Как поясняет Алшинбаев, на каждом строящемся объекте должны работать 2-3 инженера, которые отслеживают качество строительного материала, выполняемых работ, геодезических замеров и т.д. На больших проектах по нормативам должны работать 5-7 инженеров технадзора, по факту – 1-2 инженера. Когда специалисты центра выезжают на проверку объектов, этих специалистов там не бывает.

– Если мы заранее предупреждаем, что будет проведена инспекция дорожных работ, то технадзор приезжает на объект. Если же приезжаем без уведомления, этих специалистов там не бывает. Не все, но в 40% наших выездов технадзоров на рабочем месте нет. При этом от заказчиков – местных акиматов – они получают соответствующую оплату. Не появляясь на участке производства работ, формально подписывают представленные подрядчиком документы. И, как следствие, у таких инженеров нет замечаний и вопросов к объему и качеству выполненных работ, – заключает руководитель филиала НЦКДА по ЗКО.

Почему технадзоры так ведут себя?

Алшинбаев объясняет, что в отношении этих специалистов уголовная ответственность за некачественно построенные дороги не предусмотрена. Отсюда халатное и безответственное отношение к своей работе со стороны компаний-технадзоров.

Техники не хватает, технологию укладки нарушают — элементарная жадность

Еще одна причина низкого качества строительства дорог – подрядчики берут слишком много проектов. В идеале одна компания за сезон должна реализовывать 2-3 проекта, в зависимости, конечно, от объемов.

Однако в реальности компании берутся за реализацию 5-6 проектов одновременно.

Сейчас, как констатирует руководитель филиала НЦКДА, на ремонтируемых в ЗКО дорогах творится хаос – техника работает то на одном объекте, то ее перебрасывают на другой. Не доделав дорогу в одном месте, подрядчик приступает к работам на другом объекте.

– Я считаю, что здесь элементарная жадность, когда один подрядчик берет сразу много объектов, и не успевает сделать качественно ни одну из дорог. Набор техники у этих компаний недостаточен для того, чтобы выполнять большой объем работ, – говорит Абылайхан Алшинбаев.

В августе 2023 года специалисты центра были на инспекции дороги в Жангале – там строят подъездную дорогу к селу Копжасар.

— Что мы увидели? Основание уложили, и техника переехала на другой объект. Основание дороги вместе с цементом 2-3 недели лежало без движения, пока его не перекрыли асфальтом. Но это неправильно.

Объездной дороги нет. Транзитный транспорт ездил по проложенному дорожному основанию. Цемент из дорожной подушки при этом выбивается, выдувается ветром. Уходные работы подрядчиком не производились.

Технология ремонта дорог подразумевает поточный метод, — объясняет Алшинбаев. — Дорожники должны работать так: сделали земляные работы, подготовили основание дороги, уложили асфальт. Перерыв между этими работами должен быть минимальным. На деле получается, что подрядчик только через месяц приступает к укладке асфальта. И таким образом нарушается технология его укладки.

Сами работники дорожных компаний признают, что не успевают проводить весь цикл работ. Не хватает водовозов, грейдеров, катков, ресайклеров, чтобы соблюдать технологию, поливать водой, укатывать дорожное основание.

В 2023 году было выявлено много фактов, когда подрядчики горячую асфальтобетонную смесь доставляли на дороги самосвалами и прицепами, что недопустимо. В процессе перегрузки без того остывший асфальт больше остывает, в него попадают примеси пыли, грязи. В итоге такую смесь не удастся должным образом уложить.

Когда идет укладка асфальта, то за одним асфальтоукладчиком должно стоять звено из 4-5 катков, по факту на строящихся дорогах в ЗКО работает 1-2 катка.

Асфальт «тает» вместе со снегом

Сейчас, как утверждает Абылайхан Алшинбаев, подрядчики просят корректировку проектов.

— Утверждают, что по ПСД им не хватает денег на реализацию проектов.

Но, по информации акимата области, из общего количества реализуемых проектов лишь 10% проектов имеют устаревшие сметные расчеты. Остальные проекты на момент проведения конкурсов являются актуальными, и цены на материалы по ним соответствуют реальности, сметы по ним, по словам заказчиков, прошли корректировку.

– Никто не заставлял дорожные компании участвовать в тендерах, если они видели, что ПСД устарела. Они сами участвуют в конкурсах, а потом начинают говорить, что не могут качественно строить, так как в проект заложено меньше денег, чем необходимо. Если сметная прибыль в проекте заложена в размере 8-12%, то подрядные компании ЗКО хотят, по всей видимости, заработать до 30-40% прибыли.

В любом случае многое зависит от заказчика, от его принципиальности и беспристрастности. Наш филиал Центра качества направляет лишь информацию об оценке качества выполненных работ. А вот принимать ли данный некачественный объем работ или нет, это уже остается за заказчиком.

Что мы имеем в результате на наших дорогах?

Асфальтобетон некачественный, основание разбитое, подгрунтовки нет, необходимого набора техники на участке нет. При отсутствии необходимого количества катков остывший асфальт не укатается должным образом. В покрытии останутся поры, в которые проникает большее количество влаги, и за зиму она нарушит целостность покрытия. В итоге с наступлением весны в нем возникают дефекты в виде трещин, выбоин, шелушения и т.д. И асфальт разрушается вместе с тающим снегом, – рассуждает Абылайхан Алшинбаев.

По его словам, если подрядчики не поменяют сейчас свое отношение к работе, ЗКО, как была на последнем месте по качеству дорог, так и останется на последнем месте.

Людмила КАЛАШНИКОВА

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

x
2024-06-25
Утром15.14 ℃
Днем22.1 ℃
Вечером21.37 ℃
Ночью14.47 ℃
Влажность43 %
ДавлениеhPa 1003
Скорость ветра5.7 м/с
2024-06-26
Утром12.08 ℃
Днем19.3 ℃
Вечером17.89 ℃
Ночью14.93 ℃
Влажность43 %
ДавлениеhPa 1005
Скорость ветра4.88 м/с