Общественники ЗКО большинством голосов поддержали продажу завода «Зенит» турецкому инвестору

На заседании по обсуждению дальнейшей судьбы старейшего в Казахстане оборонного предприятия члены общественного совета области задавались вопросами о том, насколько стратегически верным станет решение о передаче военного завода в частные руки инвестора из страны, входящей в блок НАТО, и даже предлагали… «отобрать деньги у тех, кто обокрал государство и вложить их в модернизацию производства кораблей». Руководители завода поделились, что в планах КНБ РК — заказывать на «Зените» один военный корабль в год. И если предприятие не модернизировать, чтобы оно выпускало современные судна, то завод вскоре прекратит свое существование.

В заседании общественного совета ЗКО принял участие в онлайн-режиме вице-министр промышленности и строительства РК Азамат Бейспеков. Он рассказал, что 85% акций АО «Уральский завод «Зенит» будет выставлено на продажу для того, чтобы модернизировать предприятие, привлечь сюда новые технологии.

Будет конкурсная продажа или инвестор уже определен?

Ранее вице-министр заявлял, что завод готова купить турецкая строительная компания — в обмен на инвестиции в возведении судоверфи на Каспии.

«Мы понимаем, что успешно работающий завод должен сохранять мощность. Нас никто не заставляет идти в компаньоны к тем, кто строит судоверфь. Когда они построят ее и организуют производство, наш завод «Зенит» может остаться не у дел, так как не выдержит конкуренцию. Новая компания будет находиться на берегу Каспия, а Урал мелеет. Я был на заводе 11 ноября, встречался с коллективом. После переговоров значительная часть сотрудников поддержала мои предложения. Задача не в том, чтобы продать завод, государство много дохода не увидит от этого. Главное — обеспечить «Зениту» такую кооперацию, чтобы он был на длительное время загружен», – так пояснил продажу завода турецким инвесторам Азамат Бейспеков.

– Почему бы министерству не провести открытый конкурс с привлечением инвесторов, к примеру, из России. Наш завод перевезли из Ленинграда в годы войны. А теперь чиновники хотят продать завод на 85% компании из Турции, которая является членом НАТО. Как это можно допустить? И вообще, наш спикер парламента Маулен Ашимбаев сказал, что оборонные предприятия должны быть в собственности государства. Я думаю, что его мысли правильные, – высказался на предложение вице-министра член общественного совета ЗКО Узакбай Габдулин.

–Мы не будем продавать завод в руки турецкого инвестора. Мы объявим конкурс, как вы сказали. И если в ходе конкурса заявятся более выгодные инвесторы. которые предложат более выгодные условия и лучшие технологии судостроительства, мы сделаем выбор в пользу них, – пояснил в ответ Азамат Бейспеков.

Представитель областного Общественного совета Кайдар Капанов на эти слова вице-министра заявил, что 28 июля 2023 года было подписано соглашение между тремя сторонами – турецкой строительной компанией, государственной военной корпорацией и АО «Зенит».
— Вы сейчас говорите, что будете рассматривать другие вариации конкурса по передаче «Зенита» частному инвестору. Мне это непонятно. Создается ощущение, что по турецкому инвестору вы сейчас задний ход даете? И еще. 11 декабря на встрече с заводчанами вы заявили, что будет создана такая кооперация, при которой завод «Зенит» будет загружен по своему действующему профилю. Возникает вопрос: если кораблестроительный завод сейчас есть, военно-морская верфь в Актау будет построена, то как два конкурирующих предприятия будут кооперироваться? — задал свои вопросы вице-министру промышленности Кайдар Капанов.
Азамат Бейспеков в ответ заверил общественника, что он задний ход не дает. Касательно соглашения – его подписало руководство завода «Зенит», оно касается совместной деятельности с турецкой компанией по тем проектам, которые они реализуют до решения вопроса о приватизации оборонного предприятия. Никакого отношения к вопросу приватизации оно не имеет.

– Кооперация судоверфи с заводом «Зенит» будет заключаться в том, что они будут работать совместно. Мы не сможем остановить строительство судоверфи. И завтра новое предприятие предложит покупателю лучшие решения, технологии и корабли, чем тем,. которые строит «Зенит». Поэтому уже сейчас мы предлагаем, чтобы «Зенит» модернизировался и вступил в кооперацию с новым предприятием. Иначе он не выдержит конкуренцию и останется без заказов, – дал свой расклад ситуации вице-министр промышленности.

Он подчеркнул, что по стоимости завода для инвестора окончательное решение еще не принято – возможно, будет продана доля завода не 85%, а 45% или даже меньше.

Что мешает государству обеспечить заказом свою оборонку?

— Вы утверждаете, что в ближайшей перспективе, года через 3-4, завод «Зенит» может лишиться госзаказа. У общественности Уральска возникает один вопрос: «Государство РК является главным инвестором стратегической военной отрасли. Что мешает нашему государству обеспечить долгосрочный оборонный заказ по сохранившему свой военный профиль заводу, инвестировать деньги в оборонную отрасль?» – уточнил у вице-министра Кайдар Капанов. – Мое личное видение: в оборонную отрасль нельзя привлекать частных инвесторов, необходимо на 100% сохранять контроль в отрасли за государством и модернизировать военные заводы за счет государства.

– Что касается загрузки «Зенита», то государство всегда будет обеспечивать предприятие минимальной загрузкой, чтобы оно существовало. Но мы же не сможем постоянно диктовать заказчикам, чтобы погранслужба РК, Вооруженные силы нацбезопасности РК закупали катера и корабли на «Зените», когда появится альтернативный производитель современных катеров в Актау. Мы хотим, чтобы «Зенит» развивался, делал лучшую оборонную технику, – заявил Азамат Бейспеков.

По его словам, одним из условий привлечения инвестора является обязательство – инвестировать деньги в модернизацию завода. Второе условие – сохранение профиля деятельности оборонного предприятия.

Алтынай Искалиева, член Общественного совета ЗКО поддержала Кайдара Капанова в плане того, что оборонный завод должен остаться в ведении государства.

– «Зенит» достался нам из советского прошлого. За годы независимости он сумел перестроиться и даже стал прибыльным. Я возмущена. В Уральске много людей, которые высказываются против передачи оборонного предприятия иностранному инвестору. Конечно, его нужно модернизировать. Сейчас государство должно обеспечить завод заказами, чтобы он работал. Заберите деньги у тех, кто обокрал наше государство и вложите их в модернизацию «Зенита», – высказала свое мнение Алтынай Искалиева.

Общественник Нұрлан Сәдір поделился мнением, что ни в коем случае нельзя в качестве инвестора привлекать партнеров из таких стран как Китай, Иран, Россия и Северная Корея.

Если бюджет дефицитный, пусть оборонку содержит частник?

Член Общественного совета Бакчан Нурбаев в противовес своим коллегам заявил, что он выступает «за» приватизацию «Зенита».

— Рядом с моим предприятием находятся корпуса некогда большого оборонного завода «Омега». Сейчас там работают десятки разных предприятий. А сам завод развалился. Я боюсь, что судьбу «Омеги» разделит и завод «Зенит». Почему? Потому что мы сейчас говорим: «Надо государству вложить деньги в завод!», но извините, если бюджет у нас дефицитный, то откуда брать деньги на модернизацию «Зенита»? Мы давно «залезли» в Нацфонд, в теплоэнергетику деньги берут из Пенсионного фонда. Такими темпами мы придем к тому, что через 2-3 года заказов у «Зенита» не будет, и на его территории откроют торговый центр, – высказался Нурбаев. 

Бакчан Нурбаев уточнил, что Турция и НАТО ничем Казахстану не угрожают, в отличие от некоторых соседних стран, где депутаты ежедневно выступают с пространными высказываниями о том, что претендуют на наши северные территории. Общественник высказался, что турки завод к себе не увезут, а если они будут вкладывать средства в модернизацию производства, то коллектив предприятия будет загружен работой.

«Мы насытили флот катерами, заказов больше нет»
Перед членами Общественного совета выступил генеральный директор завода «Зенит» Кадыржан Муканов.

Он рассказал, что в должности директора работает 9 месяцев, сам – бывший военный, капитан 1 ранга запаса, служил в Военно-морских силах РК, был командующим береговой охраны, знает Каспийское море и силовые структуры изнутри.

Кадыржан Муканов отметил, что лично принимал в ведение береговой охраны корабли, изготовленные на заводе «Зенит». За 30 лет завод выпустил 34 корабля и катера. Сейчас они используются на Каспии. Но их боевые качества не удовлетворяют запросы силовых структур – сейчас нужны корабли водоизмещением свыше 1000- 1500 тонн, мощности завода не позволяют выпускать такие судна.

– Нужны новые технологии, модернизация производства, чтобы улучшить мощности завода. «Зенит» должен работать в интересах оборонного комплекса страны. И нам не важно, какой инвестор будет вкладывать деньги в то, чтобы мы изготавливали современные корабли, – пояснил директор судостроительного завода.

По его словам, на заводе «Зенит» работают 800 человек. Долгов по заработной плате перед коллективом нет. Средняя зарплата работников завода, занятых в строительстве кораблей, составляет 260-310 тысяч тенге в месяц.

Члены Общественного совета поинтересовались у руководства «Зенита»: как настроен коллектив завода относительно продажи предприятия частному инвестору?

Заместитель директора по производству Виктор Фатилин ответил, что многие заводчане поддерживают инициативу по модернизации завода.

– Люди пришли на завод работать, содержать свои семьи. Два-три года назад у нас были большие провалы в загрузке, рабочие уходили в неоплачиваемые отпуска. В дальнейшем, по-видимому, если завод не пройдет модернизацию, такие ситуации будут возникать чаще. Министерству обороны сейчас необходимы корабли, которые мы делать не можем. Наше обрабатывающее оборудование – устарело, оно большей частью 1960-1970 годов производства. У нас старые технологии. Мы насытили флот своими кораблями, и в перспективных планах КНБ для нашего завод стоит 1 катер в год. А что такое для завода — выпуск одного катера в год? Это мизер. Многие на заводе понимают, что заводу необходим инвестор, иначе предприятие прекратит работать, – пояснил Виктор Фатилин.

Кадыржан Муканов подчеркнул, что во время визита на «Зенит» вице-министра промышленности Азамата Бейспекова коллектив завода выдвинул требования при передаче предприятия частому инвестору: сохранение специализации завода в области кораблестроения, сохранение штата работников, вложение средств в модернизацию производства и внедрение новых технологий, сохранение предприятия в Реестре исполнителей оборонного госзаказа как единственного завода в РК, имеющего опыт работы в кораблестроении.

Что ответил вице-министр в ответ на требования заводчан, руководитель «Зенита» общественникам не озвучил.

По завершению заседания председатель Общественного совета ЗКО Ербол Салыков предложил членам ОС проголосовать за одну из инициатив по заводу «Зенит»:
– Стратегическое развитие предприятия только за счет государства;
– Привлечение иностранных инвестиций и современных технологий, путем сотрудничества с иностранными партнерами (при условии сохранения контроля над предприятием за государством);
Из 21 члена ОС ЗКО 15 человек проголосовали «за» то, чтобы передать завод частному инвестору, 5 – выступили «за» то, чтобы оборонное предприятие осталось в ведении государства и 1 член совета воздержался от голосования.

Людмила КАЛАШНИКОВА

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать.

Можете нас поддержать через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

x
2024-05-23
Утром12.51 ℃
Днем14.42 ℃
Вечером16.67 ℃
Ночью10.83 ℃
Влажность63 %
ДавлениеhPa 1022
Скорость ветра8.16 м/с
2024-05-24
Утром6.09 ℃
Днем13.6 ℃
Вечером15.36 ℃
Ночью9.97 ℃
Влажность33 %
ДавлениеhPa 1030
Скорость ветра9.23 м/с