Дархан Сариев, председатель ОО «Западно-Казахстанское эколого-географическое общество»: пойма Урала должна быть свободной от застройки
Вообще, сейчас, 21 апреля 2024 года, в период паводка – отличное время для анализа водной ситуации по пойме Жайыка и его притоков, особенно в районе областного центра ЗКО — города Уральска. Именно сейчас, когда река превысила опасный уровень в 850 сантиметров, надо вести все необходимые замеры не только и не сколько на существующих гидропостах, но и оборудовать временные, чтобы понимать детально, что и как подтапливает, как разливается река в пиковые моменты, как антропогенный фактор повлиял на Жайык.
Сейчас мы имеем застроенную обжитую пойму главной водной артерии области – реки Жайык и его притоков, особенно реки Чаган, также имеем достаточное количество гидросооружений или сооружений у реки, которые негативно влияют на гидрологический режим бассейна р.Жайык и усугубляют паводковую ситуацию. К примеру, стихийное “дамбостроительство” в дачных массивах между г. Уральском и посёлком Подстёпное, желание жителей защитить своё имущество и построить высокую дамбу с уровнем 29-30 м над уровнем моря до уровня города 33-35 м ставит под угрозу затопление областного центра.
Кто регулирует высоту дамб, да и само строительство этих гидротехнических сооружений, – «Казводхоз»? При подобном строительстве меняется рельеф местности, сгребается, сдирается плодородный слой земли со свободных участков, что ведёт к эрозии почв и ухудшению климата в этом районе. Далее, район нового урального моста у Свистун-горы , а конкретно дамба-трасса, переходящая в Джамбейтинскую трассу – это гидротехническое сооружение не позволяет осуществлять в достаточно свободном объёме проход воды в пиковые паводковые часы и дни. Это гипотеза, и она нуждается в проверке! Хотелось бы, чтобы сейчас «Казгидромет» и в целом Министерство водных ресурсов вели необходимый почасовой мониторинг ситуации и замерили бы для последующих хозвыводов скорость и объёмы прохождения воды, как у моста, так и до и после него. Вообще, учитывая, что правый берег р. Жайык в районе Уральска высокий и река огибает Свистун-гору, и понимая, что поселок Подстёпное и городской аэропорт, находящиеся на левом берегу р. Жайык, расположены на одном уровне с городом, также надо понимать, что для естественного прохода вод реки Жайык мы имеем всего лишь 10 км зону, которую надо держать свободной от застройки. Там ничего быть не должно, что сдерживало бы ток реки в паводок!
Далее, стихийное строительство дамб по р. Чаган, начиная от посёлка Достық (бывший РТС) до устья у р. Жайык в районе пос. Коминтерн. Здесь необходимо сделать правильные выводы: как не согласованное с Министерством водных ресурсов строительство дамб вверху по течению влияет на обстановку ниже? Как конкретно строительство дамбы в Жероме повлияло на затопление района Самал или на угрозу затопления поселка Плодоовощной? Можно ли в перспективе решить эту проблему путём строительства гидроузла по реке Деркул в сочетании со строительством трассы-дамбы, соединяющей Самарскую и Саратовскую трассы в районе поселке Перемётное? А также строительством отводного, сбросного канала через протоку Ревунок с выводом его на балку Анискиного озера, с установкой шлюзов на входе с Ревунка в Анискино озеро и выходе-входе с рекой Жайык самого Анискиного озера (идея такая – заполнять Анискино озеро с Чагана в пиковые паводковые моменты, чтобы ослабить уровень на реке Чаган). А также надо понимать, как негативно влияют работы по заужению русла реки Чаган отдельными физическими и юридическими лицами, ведущими строительство различных сооружений, формально прикрытое берегоукрепительными работами.
Проходил ли экспертную оценку в Минводных ресурсов проект строительства нового моста через реку Чаган в районе парка Кирова? Как повлияет его строительство на гидрорежим реки Чаган? Особенно учитывая, что общественные слушания по этому мосту прошли втихую, онлайн, в предпаводковый период 28 марта 2024 года, и были не замечены большинством населения. Они проводились городским чиновником, уволившимся сразу после этих “слушаний” до начала паводка. Безусловно, эти слушания по строительству моста через реку Чаган надо отменить как некорректные, надо подобные решения обсуждать, прежде всего, с экспертами от «Казводхоза», опираясь на их компетентное мнение, и согласовать с экологами. Словом, необходимо провести детальный разбор ситуации после паводка, как на государственном, так и на общественном уровне, и прийти к единому согласованному мнению.