Завершено расследование по факту взрыва в кафе «Rizyq» в Уральске
Департамент ЧС по ЗКО сообщил «УН», что передал дело представителям потерпевшей стороны, адвокатам обвиняемого бизнесмена для ознакомления. Ответы на главные вопросы, которые должно было дать расследование: «Из-за чего прогремел взрыв, и кто виновен в гибели и увечьях людей, находившихся на тот момент в кафе?», редакции не дали, сославшись на тайну следствия. Все подробности данного дела мы будем отслеживать в суде.
Напомним, что 4 января 2024 года, примерно в 02.07 часов, произошел взрыв газа в кафе «Rizyq» в Уральске. Двухэтажное здание рухнуло. Из-под завалов кафе спасатели и пожарные извлекли тела трех человек – Маргариты Мухамбеджановой (19 лет), Ерхана Токпаева (20 лет) и Руслана Каржаубаева (32 года). Еще 6 человек с травмами и ожогами были доставлены в городскую многопрофильную больницу. Состояние 4 из них – двух мужчин и двух девушек – врачи оценили как стабильно тяжелое, у пострадавших было обожжено до 55% кожи.
В ответе на недавний запрос «УН» департамент по чрезвычайным ситуациям ЗКО сообщил «УН», что в день взрыва, 4 января 2024 года, подразделение дознания ДЧС начало досудебное расследование за №242710091000001 по части 3 статьи 292 УК РК «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». 5 января 2024 года была создана межведомственная следственно-оперативная группа, в состав которой вошли сотрудники подразделения дознания ДЧС, сотрудники департамента полиции по ЗКО, избран процессуальный прокурор прокуратуры г. Уральск.
В департаменте ЧС по ЗКО пояснили, что аварийно-спасательные работы по спасению людей и поиску погибших под завалами в кафе «Rizyq» проводились в течение 16 часов без перерыва. Под разрушенными сооружениями спасатели нашли трех погибших людей – двоих парней и одну девушку, еще 6 человек (двух девушек и четырех парней), извлеченных из-под завалов, с сильнейшими ожогами, переломами и ушибами госпитализировали в городскую многопрофильную больницу.
В ДЧС ЗКО «УН» сообщили, что в настоящее время досудебное расследование завершено, проводится процедура ознакомления сторон с материалами дела.
«Почему комиссия по расследованию взрыва в кафе «Rizyq» до сих пор не озвучила результаты своей работы – с момента взрыва прошло уже более 4 месяцев. Что мешает завершить расследование?», – задали журналисты вопросы руководству ДЧС ЗКО.
«Изначально была выдвинута версия, что взрыв в кафе «Rizyq» произошел из-за неправильной эксплуатации газового баллона – сейчас, в ходе расследования, эта версия нашла свое подтверждение? Какова была мощность взрыва – по балльной системе, если такая классификация существует? И САМОЕ ГЛАВНОЕ: у комиссии по расследованию ЧП есть простой ответ на вопрос родных, чьи близкие погибли или же получили страшные травмы и ожоги: «Кто виноват в том, что в кафе «Rizyq» прогремел взрыв?», – эти вопросы мы также озвучили в своем запросе в ДЧС ЗКО.
Однако ответа ни на один из этих вопросов редакция не получила.
В ДЧС ЗКО «УН» кратко и лаконично ответили, что сведения по данному досудебному расследованию не подлежат разглашению, в соответствии с требованием статьи 201 УПК РК и в соответствии со статьями 91, 92 Административного процедурно-процессуального кодекса РК.
Вопросы относительно гибели и получения тяжелейших травм сотрудниками кафе на рабочем месте мы направили и в управление по инспекции труда ЗКО.
Во время взрыва в кафе «Rizyq» погибла девушка-официантка, сильно пострадали еще две девушки-официантки и двое работников. Поэтому нас интересует: завершено ли расследование группового несчастного случая на производстве? К каким выводам пришли сотрудники трудовой инспекции в ходе этого расследования? Определена ли степень ответственности работодателя в том, что работники кафе пострадали во время взрыва?
Какая материальная помощь со стороны работодателя положена по закону семьям погибших работников, тех работников, кто получил серьезные травмы во время взрыва в кафе «Rizyq»? Выплатил ли работодатель обожженным сотрудникам какие-либо суммы в качестве поддержки на лечение, восстановление после тяжёлых травм?
Заместитель руководителя управления инспекции труда Арман Туйгинбетов ответил журналисту «УН», что ответов на эти вопросы у инспекции нет по единственной причине – работодатель не предоставляет им представителя от своего предприятия, чтобы тот вошел в состав служебной комиссии по расследованию несчастного случая на производстве. Еще до своего задержания и заключения под стражу Мендибек Уалиев, хозяин кафе «Rizyq» (арендатор здания), заявил, что сам будет участвовать в работе комиссии. Но уже больше 4 месяцев – с 8 января 2024 года – бизнесмен находится в СИЗО.
– По поводу расследования взрыва в кафе «Rizyq» у нас возникла нестандартная ситуация. Самого работодателя сейчас посадили на время следствия, и из-за этого мы никак не можем завершить свое расследование группового несчастного случая на производстве. Работодатель должен нам предоставить одного представителя своего предприятия либо сам участвовать в составе комиссии по расследованию гибели и травмирования работников кафе «Rizyq». Насколько нам известно, трудовые договоры с этими работниками не были заключены, – рассказал «УН» Арман Туйгинбетов.
Месяц назад управление по инспекции ЗКО направило запрос в министерство труда для дачи разъяснения: как быть в данной ситуации, когда сам работодатель физически не может войти в состав комиссии по расследованию несчастного случая на его предприятии, при этом он не делегирует никому из своих подчиненных участие в расследовательской комиссии? Ответа на свой запрос в ведомстве еще не получили.
Людмила КАЛАШНИКОВА
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ: «Я ни в чем не виновен», – владелец взорвавшегося кафе в Уральске
Трудовая инспекция не может начать расследование по факту взрыва в уральском кафе «RIZYQ»
Количество погибших при взрыве газовых баллонов в кафе в Уральске достигло трех человек
В Уральске из-за взрыва газового баллона обрушилось кафе. Два человека погибли, 6 ранены