«Этот договор – кабальная сделка» — сделали вывод депутаты маслихата ЗКО после встречи с руководством аэропорта
В областном маслихате состоялась встреча депутатов ЗКО и руководства аэропорта им. Маншук Маметовой. Итогом этого разговора стало решение депутатов провести закрытое заседание с участием департамента КНБ, антикора, прокуратуры и с присутствием всех учредителей ТОО «Международный аэропорт «Орал».
Директор ТОО «Международный аэропорт «Орал» Рустам Биктимиров вышел к трибуне, и депутаты сразу перешли к вопросам.
— Вчера я из Атырау девять часов ехал на машине. Неужели нельзя сделать дополнительные рейсы из Уральска в Атырау? — обратился один из депутатов к Биктимирову.
— В настоящее время аэропорт открыт круглые сутки. Мы с авиакомпаниями это решили, и можем запустить дополнительные рейсы. В данном случае этот вопрос, скорее, к аэропорту в Атырау — готов ли он принимать дополнительные рейсы? Мы готовы принимать, — ответил директор аэропорта.
Депутаты высказали замечание, что вопросы частного порядка можно задать позже.
— Мы собрались для другого, давайте по факту вопросы задавать. Вот, скажите, почему руководство аэропорта не выполняет взятые на себя обязательства? – спросили Биктимирова.
Рустам Биктимиров обратил внимание, чтобы ему задавали конкретные вопросы.
— Спрашивайте конкретно, какие обязательства мы не выполняем? – обратился он к депутатам.
— Вопрос по инвестициям, погашению долга в 613 миллионов тенге за разработку ПСД на реконструкцию терминала и налоги.
— Ну, хорошо, тогда я начну с вопроса про 613 миллионов тенге, — сказал Биктимиров, и продолжил: — Львиная доля этой суммы — это налоги за 2020, 2021, 2022, 2023 годы. Согласно договору о доверительном управлении и совместной деятельности, данная сумма возвращается при заключении сделки о купле терминала. Это прописано в договоре и конкретным пунктом зафиксировано, — сообщил Рустам Биктимиров.
В зале от присутствующих депутатов послышались удивленные реплики: «Как это?», «Если вы не выполняете обязательства по договору, то и эти деньги вы не будете платить, получается так?».
Председатель правления СПК “Акжайык” Ержан ДОСМАКОВ, который тоже был на встрече, объяснил присутствующим, что договор так сделан, что возмещение будет после выкупа терминала.
Рустам Биктимиров добавил, что этот пункт в договоре о доверительном управлении идет под номером «7.2.7», и в договоре о совместной деятельности под номером – «7.4.9».
— Мы готовы оплачивать налоги, но, естественно, после заключения сделки, но это всё опирается на законодательство, — заявил Биктимиров.
После этого директору последовал следующий вопрос.
— Скажите, а вы планируете приобретать аэропорт, вы о стоимости его слышали? На каких условиях?
— Если говорить о стоимости, то есть договор о совместной деятельности, согласно пункту «1.7.» о совместной деятельности, СПК должны провести независимую экспертизу по оценке договора о купле-продаже и предоставить нам, и мы это всё будем обсуждать. В настоящее время мы знаем только про сумму 6,7 и 613 миллионов тенге. То есть надо выполнить пункт договора о совместной деятельности «1.7.», провести экспертизу и по её результатам предоставить стоимость терминала. И это должно было быть сделано в течение одного года после того, как запущен терминал, — ответил Биктимиров.
После его ответа последовал следующий вопрос.
— Мы выезжали несколько раз в аэропорт, нам показывали технику, и мы поняли так, что вся техника у вас арендованная и ни копейки инвестиций за это время вы не сделали? На балансе у вас сейчас техники нет, это верно?
Председатель СПК ответил вперед Биктимирова, сказав: «Да, вложений никаких нет, техника вся арендованная».
Рустам Биктимиров возразил этому заявлению, сказав, что это не совсем правильная информация.
— В настоящее время мы получили порядка трёх новых единиц техники, в этом вы можете убедиться, посмотрев наш сайт, который полностью заново разработан. Да, я согласен с коллегами, что есть часть техники, которая арендованная. Объясню причины, их две. Первая — техника специальная, её изготовление требует времени — от полугода до года. Мы эти меры приняли, для того чтобы закрыть очень экстренные вопросы, например, трапы пожарных автомобилей. Отмечу, что один пожарный автомобиль стоит не меньше 110 миллионов тенге. Если мы купим четыре новых пожарных автомобиля, тарифы на стоимость билетов взлетят резко. То есть таким способом мы закрыли те моменты, где у нас есть старая техника. Либо её нет — и тогда резко не поднимать тарифы, — ответил директор аэропорта.
— Вы хотите сказать, что инвестиции будут только за счёт повышения тарифов, у вас своих средств нет? Вы приобрели три единицы техники, они на балансе у вас стоят?
— Да, техника на балансе. Что касается инвестиций, то разработана совместная длительная программа.
— Председатель СПК говорит, что у вас нет своей техники. Как это понимать?
— У нас на балансе — три новых единицы, 30 арендованных, и 37 единиц техники, которые были на балансе. Техника очень дорогая. Вот, к примеру, у нас есть арендованный трап, который состоит на балансе предприятия порядка семи лет, он из Астаны…, — Биктимиров не успел закончить фразу.
Депутат Турарбек ТЛЕМИСОВ перебил его: «Арендованная техника — это не инвестиции».
— Инвестиции — это когда вы технику приобретаете за свои средства и ставите на баланс, — объяснил Тлемисов.
— Я могу продолжить после того, как вы меня перебили? — спросил Биктимиров.
— Нет, потому что вы нам лапшу гоните! — возмутился депутат. — За арендованную технику вы платите с тарифов из денег, которые поступают к вам на текущие счета, это же не инвестиционные деньги! То, что вы считаете арендованную технику инвестициями, – это абсурд какой-то!
По словам депутатов, речь идет о том, что есть инвестиционная программа, она увеличивает стоимость активов. В данном случае стоимость активов аэропорта не растет. За период действия договора о доверительном управлении стоимость аэропорта за этот период будет снижаться за счет того, что не происходило увеличение активов.
— Считать за практику использовать арендованную технику можно тогда, когда вы собственник аэропорта, а вы ещё не собственники. Когда вы станете им, тогда можно будет применять практику аренды. Но у вас по договору доверительного управления основная цель – это привлечение инвестиций. На данный момент прошло уже два года, ни наше население, ни мы, депутаты, инвестиций не видим. Как вы закрываете свои текущие моменты, мало кого волнует. Если вы никаких инвестиций не производите и активы не растут, о каком выкупе аэропорта может идти речь? Знаете, здесь тоже люди грамотные сидят, поэтому не нужно говорить нам тут про аренду, — сказал один из депутатов.
Мереке ГАБДУАЛИЕВ, депутат областного маслихата, резюмировал всё услышанное во время встречи.
— После того как я всё услышал, мне, как юристу, стало понятно, что этот договор – кабальная сделка. Она явно не в пользу РК, явно есть признаки подрыва национальной безопасности. Я предлагаю провести закрытое совещание с участием сотрудников КНБ, Антикоррупционной службы, прокуратуры, чтобы изучить и понять, как такие пункты попали в договор. Где были юристы СПК, кто принимал эти решения? Другого выхода я не вижу, — сказал Мереке Габдуалиев.
Депутаты поддержали своего коллегу и приняли решение, что проведут заседание закрытой комиссии депутатов с привлечением КНБ, антикора, прокуратуры и с присутствием всех учредителей аэропорта.
Напомним, в октябре 2022 года на основании постановления правительства РК происходит смена учредителей аэропорта, его юридического статуса и названия. Из ТОО «Международный аэропорт «Орал» — в ТОО «Орал аэропорт холдинг».
Одним из трёх учредителей является физическое лицо, он имеет 2% акций. Второй учредитель – резидент РК — ТОО «Орал менеджмент» — у него 49%. Третий учредитель — российская компания АО «Ретранс» (крупный российский холдинг, управляющий региональными аэропортами в РФ), ей принадлежит также 49% акций.
Читайте также: Акимат ЗКО предупредил доверительного управляющего аэропортом Уральска о невыполнении им договора
10 млрд тенге инвестирует в развитие аэропорта в Уральске новый собственник оператора аэропорта
Аэропорт Уральска обещают сдать в строй до конца 2021 года
Акимат ЗКО направил 1 млрд. тенге из социальной программы КПО на реконструкцию аэропорта в Уральске
Мария ДРАЧЁВА
Фото: Темирлана ИМАНГАЛИЕВА