В Уральске владелец затопленного уникального сада-питомника просит финансовой поддержки от государства
Более 200 сортов районированных яблок и столько же сортов вкуснейшего винограда почти два месяца находились под водой после разлива реки Чаган. Сейчас в саду погибли 5720 яблонь и груш, вымокли, как один, все 225 виноградных кустов. Ущерб от потери сада эксперты оценивают в 370 млн тенге. Они отмечают, что селекционеру, владельцу сада-питомника имени Исаева Кайрату Каримову незамедлительно нужна помощь от государства – чтобы привести в порядок территорию, начать восстанавливать сортовые деревья и освоить новую незатапливаемую территорию.
Чтобы привлечь внимание властей на всех уровнях к саду Каримова, в Палате предпринимателей по его просьбе была проведена пресс-конференция, где перед СМИ выступили хозяева сада-питомника Кайрат Каримов и Роза Умурзакова.
Свой сад они разбили на берегу реки Чаган в 2011 году – близ села Октябрьское Мичуринского сельского округа района Байтерек.
Его площадь составляет 7,6 гектара. Здесь, как отмечают сами владельцы питомника, собраны 200 сортов яблонь; 80 форм подвоев яблони, 200 сортов и гибридных форм винограда, коллекция хвойных и декоративных деревьев и кустарников.
Всю работу в саду Кайрат Каримов и Роза Умурзакова строят на научном подходе – на протяжении многих лет сотрудничают с Ботаническим садом МГУ им. М.В. Ломоносова; ГУП МО «Ивантеевский лесной селекционный опытно-показательный питомник»; институтом садоводства и овощеводства Таджикской академии сельскохозяйственных наук; ФГБУН института степи Уральского отделения Российской академии наук; Кушнаревским селекционным центром Башкирского НИИ СХ УФИЦ РАН.
Более 10 лет Кайрат Каримов с супругой ведут сортоиспытание – районируют яблони, размножают их, чтобы в дальнейшем наладить их продажу и восстановить промышленные сады по области.
Журналистам владелец сада-питомника откровенно признался, что все эти 10 лет он жил только мыслями о возрождении садоводства в области – они с супругой не ходили в гости, не встречались с родственниками, не выезжали никуда отдыхать, даже со своими взрослыми детьми виделись редко – все свое время проводили за работой в саду.
– Мы собрались здесь, чтобы поднять вопрос о компенсации ущерба после затопления нашего сада. Я бы хотел, чтобы нам была выплачена компенсация не как за обычный плодовый сад. У нас генетический питомник – в нем были собраны сортовые яблони. Сейчас более 80% сада погибло. Это прогнозы на сегодняшний день. Возможно, будут еще потери. Чтобы восстановить одно сортовое дерево, нужно 3 года. Я бы хотел, чтобы государство оказало нам материальную помощь и помогло восстановить наш сад-питомник, – обратился Кайрат Каримов к собравшимся на пресс-конференции журналистам и представителям госорганов.
По его словам, на сегодня они с супругой Розой Умурзаковой поставили перед собой программу-минимум – восстановить, сохранить и продублировать все сортовые деревья на такой участок, который не подвержен подтоплению. И на это им необходима финансовая поддержка от властей.
Исполняющий обязанности руководителя управления сельского хозяйства Рустем Зулкашев объяснил, что ущерб, причиненный физическому или юридическому лицу в результате ЧС природного характера, определяется комиссией в сфере растениеводства, исходя из расходов, понесенных на выращивание конкретной сельскохозяйственной культуры, согласно технологической карте. Сейчас управление сельского хозяйства разрабатывает технологические карты по ущербу, который понесли наши фермеры из-за паводка, включая и Кайрата Каримова. Эти карты будут направлены позже на утверждение в институт растениеводства и земледелия города Алматы.
Когда их утвердят, управление сельского хозяйства должно направить эти карты в районы ЗКО, чтобы противопаводковые комиссии руководствовались ими в определении размеров ущерба по озимой пшенице, садам, по клубнике.
Рустем Зулкашев подчеркнул, что в случае с Кайратом Каримовым необходимо учитывать уникальность этого сада, его научное значение. Пока управление сельского хозяйства по ЗКО не может точно дать ответ, как будет высчитывается ущерб от потери генофонда сортовых плодовых деревьев, на какую сумму компенсации от государства тот сможет рассчитывать.
Заведующая отделом плодоводства и картофелеводства уральской сельхозопытной станции Ажар Шауленова вошла в состав комиссии по определению ущерба от наводнения сада-питомника имени Исаева.
По результатам обследования, ущерб, который принес яблоневому саду, виноградникам и маточнику по выращиванию саженцев плодовых деревьев паводок 2024 года, составил 370 миллионов тенге.
По ее словам, в эту сумму комиссия не внесла потери от погибели газонных трав, более 100 видов цветов и декоративных кустарников, поливного орошения, складов, техники.
– 370 миллионов – это минимальная сумма, которая вложена в сад. В действительности ущерб от паводка его хозяйству в разы больше. Чтобы восстановить теперь сад-питомник, уйдут годы, на это нужны огромные средства, – констатировала Ажар Шауленова.
Совладелица сада Роза Умурзакова признала, что они понимали: их участок в пойменной зоне обязательно будет когда-то затапливаться. Но такой большой воды они точно не ждали.
– Сады и раньше сажали в пойменных местах. И затопление в течение 2-3 недель для семечковых культур – взрослых яблонь и груш – нестрашно. Молодые деревья во время наводнения однозначно погибнут. У нас сад взрослый – многим маточным деревьям по 8 лет. Из них уцелели не больше 10%. Молодые посадки 2018 года уже погибли. Вода стоит в нашем саду с 31 марта, уже почти 5 недель, – высказалась Роза Умурзакова.
По ее словам, комиссия оценила только ущерб, который нанес паводок яблоневому саду и виноградникам. Ущерб по имуществу семьи никуда не вошел. Тракторы, насосы, складские помещения, единственное жилье – все ушло под воду.
– Нам важно сейчас, чтобы нам помогли привести в порядок ту территорию, где рос наш сад и оказали поддержку в освоении нового участка, где мы хотим заложить новый сад – наши уникальные яблони, сохраненные в виде черенков. Землю под промышленный сад нам выделили – 85 гектаров в районе Байтерек Макаровского сельского округа. Нам предстоит теперь огромная работа, – поделилась совладелица сада-питомника имени Исаева.
Сейчас, чтобы привести в порядок сад, нужно выкорчевать все погибшие деревья с корнями. Корни погибших деревьев выделяют токсичные вещества в земле, которые блокируют ингибиторы роста – поэтому их необходимо будет экскаватором выкорчевывать. Также придется вывезти и поменять весь грунт, чтобы на месте погибшего сада высадить новые деревья.
Чтобы осваивать новую территорию – 85 гектаров – ее нужно огородить, подвести туда всю инфраструктуру – воду, электричество. На это Кайрату Каримову понадобятся колоссальные средства – их у садовода-селекционера нет.
— Таких деревьев, которые погибли, мы нигде не купим. Их сложно найти в питомниках. Многие сорта мы брали в научных институтах, у селекционеров, и это были не саженцы, а черенки, которые мы прививали на подготовленный подвой. Сами выращивали сортовые яблони из этих черенков, — поделилась Роза Умурзакова. — Мы должны искать, в каких питомниках наши сорта сохранились. И в период, когда можно будет прививать, покупать там черенки для прививки.
С тех яблонь, которые сохранились, летом мы будем срезать побеги, хранить в холодильнике. А весной уже будем прививать. Чтобы хоть частично восстановить сортовой состав сада-питомника, нам потребуется 3 года.
Совладелица сада-питомника имени Исаева отметила, что у них росли сорта яблонь, которые были районированы к местному климату.
Они собрали в своем саду сорта, которые ценны для генетической работы, зимостойкие, подходящие к нашему климату. Все их яблони успевали вызревать в нашем климате.
Сейчас, по словам Розы Умурзаковой, из 200 сортов яблонь, которые погибли, они могут закупить у российских селекционеров в виде генетического материала, черенков для будущей прививки только полколлекции – это около 100 сортов яблонь. Кайрат Каримов и Роза Умурзакова могли бы сделать это прямо сейчас, если бы у них были на это деньги.
Доктор биологических наук, академик Казахстанской академии естественных наук, генеральный директор Института ботаники, генеральный директор Ботанического сада Казахстана Гульнара Ситпаева рассказала, что на безвозмездной основе они консультируют Кайрата Каримова на протяжении нескольких лет. Созданный руками Кайрата и Розы сад – это результат их энтузиазма и огромного труда. В сад вложено все состояние, которое имел бизнесмен.
Этим садом Кайрат хотел внести свой вклад в развитие региона, в экологию, в продовольственную безопасность страны. Уникальные сорта яблонь и винограда собирались по крупицам. Это годы поездок по разным городам и странам. Они были адаптированы и районированы к местному климату для промышленного производства. На данный момент произошла трагедия – погиб уникальный генофонд. Оценить его стоимость невозможно. Многие сорта были готовы для внедрения – чтобы выращивать промышленные сады. Вся работа шла без поддержки государства, они не преследовали какой-либо выгоды. Это национальное достояние, которое мы сейчас теряем. Нужны рабочие руки, техника, деньги, чтобы восстановить сад. Призываю местные власти обеспечить Кайрата Каримова и его супругу всем необходимым, чтобы восстановить их сад, — высказалась в поддержку уральских садоводов-селекционеров Гульнара Ситпаева.
Кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, руководитель Казахстанско-Нидерландского центра «Интенсивный сад» Гульфаридат Кампитова заявила, что Кайрат Каримов высадил бесценный сад, который важен для будущих поколений.
– В питомнике имени Исаева собран уникальный генофонд плодовых деревьев, которые могут расти в условиях резко-континентального климата, в суровых условиях. Этот сад может обеспечить саженцами все прикаспийские регионы, чтобы сады цвели и в Атырау, и в Актау. Огромная любовь к своему народу, к своей земле движет Кайратом Каримовым. Он думает о том, чтобы превратить западные регионы страны в цветущие сады. Таких патриотов необходимо поддерживать на всех уровнях, — сказала Гульфаридат Кампитова.
Кандидат сельскохозяйственных наук, ученый-селекционер Евгений Сальников пояснил, что сад-питомник имени Исаева представляет ценность не только для Казахстана, но и в международном масштабе. В нем были собраны уникальные сорта яблок российских селекционеров, в становлении садоводов из Уральска поддерживали ведущие ученые-селекционеры России.
– Очень важно восстановить сад-питомник, общими усилиями нужно найти средства для восстановления генофонда сортовых яблонь. Мы сами будем поддерживать Кайрата Каримова со всех сторон. Сейчас любая сумма будет важна в сохранении генофонда яблочных садов Каримова, — резюмировал общий посыл всех учёных-садоводов страны Евгений Сальников.
Людмила КАЛАШНИКОВА
Фото Темирлана ИМАНГАЛИЕВА