Журналиста «UMAROVNEWS» отец подсудимого ударил в лицо прямо в зале суда ЗКО
Позже свое поведение Жанкабыл Сатпаев объяснил журналисту Талгату Умарову просто: не сдержался. И просит понять и простить. Сам репортер «UMAROVNEWS» в позиции понимающего человека оставаться не намерен. Талгат Умаров уверен – человек, который препятствует законной деятельности журналиста и распускает руки, должен нести ответственность за свои действия по закону.
Судебный процесс по факту гибели Наримана Рагуф Талгат Умаров отслеживает с марта 2023 года. В качестве подсудимых по этому делу проходят Ерназ Сатпаев и Ержан Кадырбаев.
Согласно материалам следствия, Нариман Рагуф погиб после того, как возле увеселительного заведения по улице Шолохова в Уральске Ерназ Сатпаев и Ержан Кадырбаев нашли повод придраться к ним с другом, вывезли обоих в микрорайон «Самал», избили и выбросили умирать. Нариман Рагуф, обессиленный от побоев, умер от переохлаждения. Его друг выжил.
За смерть Наримана Рагуф суд первой инстанции приговорил Ерназа Сатпаева к 12 годам лишения свободы, Ержана Кадырбаева – к 7,5 годам заключения.
Сегодня, 20 ноября, апелляционная коллегия суда ЗКО оставила этот приговор без изменений.
Сразу после оглашения постановления, когда судьи только вышли из зала суда, отец подсудимого Сатпаева – Жанкабыл Сатпаев — ударил журналиста «UMAROVNEWS» Талгата Умарова кулаком в лицо – удар пришелся по челюсти и горлу репортера.
«УН» журналист рассказал, что изначально он проявлял к данному судебному процессу профессиональный интерес, так как один из подсудимых – Ержан Кадырбаев — оказался сыном местного судьи.
– Всегда, когда уголовные дела касаются представителей власти или их родственников, у журналистов есть сомнения, что расследование может быть проведено необъективно. Я хотел разобраться, что произошло в ночь гибели Наримана Рагуф, кто виновен в его смерти, поэтому не пропускал ни одно судебное заседание, – отметил Талгат Умаров.
Получал ли журналист угрозы в свой адрес от родственников подсудимых в ходе судебных заседаний первой, а затем и второй апелляционной судебной инстанции?
– Нет, никаких угроз не было. Но в суде первой инстанции сторона подсудимых была категорически против присутствия журналистов на процессе. Они запрещали фотографировать в зале суда, снимать видео. Я всегда чувствовал, что родственники подсудимых видеть журналистов на процессе не хотят, – ответил Талгат Умаров.
В ходе апелляционного рассмотрения уголовного дела родители осужденных Сатпаева и Кадырбаева надеялись, что приговор в отношении молодых парней (старшему из них — Сатпаеву – 22 года, младшему – 18 лет), будет смягчен. Но этого не произошло.
– Я предполагаю, что мое объективное отслеживание всего судебного процесса по этому уголовному делу каким-то образом мешало повлиять на судей либо на органы прокуратуры. Отсюда – корни агрессии, – высказался журналист.
Отец осужденного Ерназа Сатпаева Жанкабыл Сатпаев напал на журналиста прямо в зале суда, когда трое судей апелляционой коллегии уже огласили постановление и едва успели покинуть зал.
– Я только успел выключить камеру, положил ее в карман, и в этот момент отец Сатпаева ударил меня. Он прошипел мне какую-то угрозу, но я не разобрал слов. Успел только крикнуть ему: «Ты что делаешь!», – рассказал «УН» Талгат Умаров.
По его словам, свидетелями этого удара стали мама погибшего Наримана Рагуф, адвокаты, полицейские из конвоя.
Кроме того, в углу зала судебных заседаний висит видеокамера, видеожетоны есть у всех конвоиров – они должны были зафиксировать момент нападения на журналиста.
Спустя час после инцидента Жанкабыл Сатпаев позвонил журналисту и извинился, и сказал, что в тот момент он не сдержался. В 10.20 часов Талгат Умаров запросил в пресс-службе суда ЗКО видеозапись из зала суда. В пресс-службе пообещали предоставить видео. Он написал заявление в полицию по факту нападения на него в момент исполнения профессиональных обязанностей журналиста.
– Меня ошеломило это хамство, вседозволенность по отношению к журналистам. Такой наглости, чтобы в зале суда люди избивали репортеров, никогда не было в моей практике. Я через свой инстаграм-канал попросил правоохранительные органы Западно-Казахстанской области провести объективное расследование случившегося: запросить видеозапись из зала суда и привлечь виновного к ответственности. Внутренне я понимаю, что оставлять эту ситуацию без внимания нельзя. Закон должен защищать право журналиста объективно освещать любые ситуации и судебные процессы без риска для своего здоровья, — высказался Талгат Умаров.
На своей странице в инстаграм-канале «UMAROVNEWS» журналист напомнил обществу, что «проявление физического насилия и угроз в отношении представителей прессы, как Казахстана, так и всего мира, является грубым нарушением закона. Пресса – важный механизм для защиты прав человека. Если ее возможности ограничиваются, граждане теряют инструмент для выражения мнений и защиты своих интересов.
Свобода прессы – это основа правового государства. Давление на СМИ разрушает эту основу, что опасно как для отдельной страны, так и для международного сообщества».
P.S. На запрос «УН» пресс-служба департамента полиции ЗКО ответила, что заявление журналиста Талгата Умарова находится в работе, на контроле у наших коллег.
Людмила КАЛАШНИКОВА