Грузовики не пускают, деньги не возвращают: как работает электронная очередь на границе

Казахстанские международные автоперевозчики жалуются на проблемы с электронной очередью на границе. Сообщается, что стоимость бронирования одного места составляет 100 МРП — это около 393 тысяч тенге. Однако если грузовик не успевает подъехать к пункту пропуска в назначенное время, бронь «сгорает», а средства не возвращаются, передает Lsm.kz.
Как пояснила менеджер компании «БаркасТрансЛогистик» Зухра Джамбакиева, бывают случаи, когда транспорт не может прибыть на границу по вине самих госорганов.
— Допустим, не было бланков разрешений. Компании заплатили за очередь, но не смогли выехать. Эти деньги никто не вернул, хотя ошибка была не на стороне бизнеса, — отметила она.
В Министерстве финансов заявили, что средства от электронной очереди сразу зачисляются в бюджет и не подлежат возврату. Механизма возврата таких платежей пока не предусмотрено.
В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» пообещали разобраться в ситуации. Зампредседателя правления Мурат Амрин призвал предпринимателей, потерявших деньги из-за неудачного бронирования, обратиться в палату. По его словам, проблемы связаны с несогласованностью между госорганами, а бизнес не должен нести убытки из-за системных сбоев.
— Если Минтранс не выдал разрешения, а Минфин списал деньги за неиспользованную очередь — это уже вопрос к возврату средств, — заявил Амрин.
Он также указал на еще одну сложность: если перевозчик резервирует очередь в Китай, то больше не может сделать бронирование по другим направлениям. Это, по мнению бизнес-сообщества, ставит в невыгодное положение малые и средние компании, работающие с разными странами, включая Узбекистан и государства ЕАЭС.
Представитель Минфина Азамат Курманов сообщил, что готовятся изменения в правила: вскоре бронирование будет возможно сразу по нескольким направлениям. Кроме того, планируется ввести возможность внеочередного проезда через границу — за 1 МРП (3,9 тыс. тенге) — для транспорта с опасными и скоропортящимися грузами, а также при перевозке животных.
Курманов также прокомментировал обвинения в нехватке «свободных окон»:
— В среднем за сутки границу по китайскому направлению пересекают около 500 машин. При этом многие брони не используются: часть водителей не приезжают. Эти места больше никому не достаются.